В доме на колесах по Болгарии - Авторские колонки на loveYouPlanet

В доме на колесах по Болгарии

Путешествия - Блоги о путешествиях - Блоги о Болгарии - В доме на колесах по Болгарии

Юлия Губанова

Об авторе
Счастливая жена и мама двух дочек, уютно обосновавшаяся с семейством у подножья Заилийского Алатау. Как говорит сама Юля “там красиво и уютно, за это мы называем его Муми долом”. Юля обожает путешествовать, писать, учить иностранные языки и наблюдать за тем, как устроен мир.
От редакции
Прошлым летом Юля осуществила свою давнюю мечту — опробовать формат путешествия в доме на колесах и выбрала в качестве экспериментального направления Болгарию. К слову, Болгария — не самое популярное среди кемперов направление, в силу не особой развитости кемпинговой инфраструктуры. Тем интереснее опыт, не так ли?)

Если вы любите путешествовать, вы меня поймете. Ближе к 40-летию у меня появилась мечта — перемещаться по миру в доме на колесах (ДНК), вести кочевой образ жизни. Я не знала, как к этой мечте подступиться. Озвучила мужу. А он и говорит: давай для начала арендуем автодом на короткое время, а дальше уже решим, как быть.

Мини-исследование

ДНК еще называют кемпером, автодомом, дачей на колесах, автодачей, автокараваном и RV. По принципу движения различают прицепы, для которых нужен тягач (машина), и автодома – автомобиль+жилое пространство.

Прицепы, оборудованные для жизни вагончики, гораздо дешевле автодомов (можно найти за 3-4 тыcячи долларов), но с казахстанскими дорогами – это игра в русскую рулетку. Безопасность важнее денег, поэтому прицепный вариант я отбросила сразу.

Автодома бывают четырех типов:

• жилой (для выездов на выходных, там всего два спальных места, а значит для нашего семейства не подходит)
  • интегрированный (кабина такого автодома встроена в жилое пространство, эти автодома — машины высокого класса)
  • полуинтегрированный (самый маневренный из всех ДНК)
  • альковный (альков располагается прямо над кабиной и служит небольшой спальней, подходит для больших компаний — до 8
  • человек, а значит придется или еще детей нарожать, или дождаться внуков).
Мы с папой )

Арендных вариантов у нас в Казахстане я не нашла. Было два предложения продажи б/у ДНК — в первом случае автодом стоил 10 тысяч долларов, хозяин собирался приобрести новый ДНК. Во втором — порядка 25 тысяч долларов, зато это дом так дом, все в нем было прекрасно. И несколько предложений новых ДНК сомнительного производства.

В конечном итоге мы решили арендовать ДНК в стране ближайшего путешествия. Летние каникулы мы традиционно проводим в Болгарии. Так почему бы не арендовать ДНК у болгар? Специализированных сайтов мы не нашли, поэтому забронировали единственный вариант на AirBnB — кемпер по имени Белуга.

Маршрут путешествия

Продолжительность путешествия — 5,5 дня
Старт — Бургас
Окончание — София
Протяженность — порядка 1000 км

Планировать что-то глобальное на этот срок было сложно, поэтому мы просто поехали по тем местам, которые нам нравятся, и заодно побывали там, куда до этого заезжать не доводилось и которые нам рекомендовали.

Маршрут построили так:

1 день: Святой Влас (доехали своим ходом) — Бургас — место силы Беглик-Таш — домой в Святой Влас, чтобы переночевать и потому что оттуда удобнее ехать в Варну
2 день: Святой Влас — древняя крепость Вича в городке Бяла — Варна — кемпинг Кыпиновский монастырь рядом с Велико Тырново
3 день: Кемпинг — Велико Тырново — кемпинг
4 день: Велико Тырново — Пловдив
5 день: Пловдив — Асеновград — Бачково — Пловдив
6 день: Пловдив — София

Велико Тырново - В доме на колесах по Болгарии
Велико Тырново
Пловдив - В доме на колесах по Болгарии
Пловдив
Место силы Беглик-Таш
София
София - В доме на колесах по Болгарии

Первые трудности

Очень быстро мы открыли, что путешествие в доме на колесах — дело не совсем простое )

Мы должны были следить, чтобы машину не задевали ветки (а избежать этого, на самом деле невозможно), чтобы она везде проходила по высоте (из-за алькова и солнечных батарей на крыше высота машины 3,5 метра).

Останавливаться, где захочешь, тоже не получалось из-за ограничивающих знаков и больших габаритов. В городах можно останавливаться только на парковках торговых центров, гостиниц, парков. Поскольку в Болгарии своих кемперов не так уж и много, то и кемпингов тоже.

Нас здорово путал навигатор Google Maps. Он показывал одно время и расстояние, а по факту выходило значительно больше. А иногда он простраивал неверный маршрут.
С учетом всех этих ограничений сложно спланировать четкий маршрут заранее. Можно просто наметить некие реперные точки. Так мы в первый день хотели доехать до Варны, но не успели и решили вернуться домой в Святой Влас и переночевать там.

Преимущества кемперов

В чем же прелесть дома на колесах? В том, что можно попасть в те места, где не проложены экскурсионные маршруты и куда не ходит общественный транспорт. Так мы в первый день побывали в Беглик-Таше, древнем фракийском скальном святилище.

Еще одно преимущество ДНК — корректировать маршрут по собственному желанию. Так по пути в город Варна мы увидели указатель на античную крепость Вича и заехали в населенный пункт Бяла.

А вот в Варне мы решили не задерживаться, уж слишком жарко там было. Хотя изначально была идея прогуляться по городскому парку и посмотреть на выставку динозавров. По дороге в Велико Тырново (древней болгарской столицы) мы проезжали подсолнечные поля. В кемпинг мы приехали поздно — уже стемнело. И если бы мы были не в ДНК, вряд ли нам удалось попасть в такое место: равнину, окруженную скальником и лесистыми горами. Чтобы получить больше удовольствия от кемпинга и Велико Тырново, мы решили остаться здесь еще на одну ночь.

Из Велико Тырново мы с приключениями к вечеру доехали до Пловдива. Там мы провели два дня, посетили Бачковский монастырь, проехали через Асеновград и отправились сдавать ДНК хозяину в Софию. И Пловдив, и София — города, в которые обязательно следует заглянуть, если вы в Болгарии.

Стоянка

Специфика путешествия в ДНК

Аренда

В Болгарии, как выяснилось постфактум, кемпер арендовать легко. Только для этого надо чуть-чуть знать болгарский. Вбиваете в поиске “кемпер под наем” и ву-а-ля! Выходит множество ресурсов по аренде и продаже автодомов всех видов.

По стоимости тоже можно найти значительно дешевле нашего варианта: от 50 долларов США в сутки, если арендуете на длительный период. Скажем, недели три или месяц. Депозит от 300 долларов США.

Должна отметить, что болгарские автодома — одни из самых недорогих по Европе. Поэтому если у вас есть болгарская мультивиза, можете съездить в Румынию, Сербию, Македонию. А если мульти-шенген, то смело езжайте по всем европейским странам.

Дороги

Дороги в Болгарии неплохие. Не супер-хайвеи, но и не бездорожье. Асфальт постоянно ремонтируют: в трещины заливают гудрон, кладут заплатки. На всех трассах стоят указатели, поэтому вы всегда попадете в нужный населенный пункт.

Платные трассы есть. Они называются виньетки. Но беспокоится о них особо не стоит: хозяева кемпера платят некий виньеточный налог, после оплаты которого
выдается специальная наклейка на стекло. Эта же наклейка предъявляется и дорожной полиции в случае остановки. Кроме наклейки владелец отдает вам пакет документов, среди которых техпаспорт на автомобиль и страховой полис.

Парковка

На дорогах Болгарии в большинстве случаев можно останавливаться в любом месте, просто съехав с дороги на обочину, так как специальной дорожной разметки на многих дорогах нет.

А остановиться однозначно захочется — с середины мая до середины июня вдоль дорог цветут розовые поля, а с середины июня — подсолнухи и лаванда.

Поле лаванды - Болгария
Лавандовое поле

А может вам просто понравится вид деревушки у подножья холмов? Или какого-то болгарского города, где все дома выдержаны в едином стиле: беленые стены и красные черепичные крыши?

В городах с парковкой сложнее. Нам порекомендовали останавливаться у крупных торговых центров, где нет помех сверху и габаритами ДНК никого не испугаешь. Можно парковаться в парках, на стоянках аквапарков. Заехав в город, кемпер лучше всего оставить на подходящей парковке и перемещаться по городу пешком или на общественном транспорте.

Кемпинги

В 2017 году в стране появился запрет на “неорганизованный туризм”. Сейчас разрабатывается законодательная база по вопросу “кемпингования”. С каждым годом кемпингов и караванингов появляется все больше. Только по побережью я насчитала 73 кемпинга.

Достаточно много зон караванинга в центральной части Болгарии. Там можно найти базы с домиками и площадки, на которых можно припарковать кемперы. В популярных кемпингах в приморской зоне ночевка обойдется в 30-50 лев (15-25€). На более длительное пребывание могут быть применены скидки.

Ниже ссылки с информацией о локации болгарских кемпингов, условиях пребывания и ценах:

pochivka.bg – перечень кемпингов с расположением на карте и активными ссылками на сайты
camping.bg – интерактивная карта кемпингов Болгарии, новости, полезная информация на болгарском и английском языках
ru.camping.info – карта кемпингов и стоянок
masismobile.eu – болгарская компания, которая переделывает микроавтобусы в кемперы

Кемпинги в Болгарии
Характерные окрестности
Каждому свое
Кемпинг
Кемпинги в Болгарии
Бассейн на территории кемпинга

Бюджет

За сколько вы готовы снимать арендное жилье за рубежом, если решите туда приехать на неделю? Для меня эта сумма была существенной. Единственное, чем я себя успокаивала, что эти деньги потрачены на мечту. Еще мы чуть-чуть сэкономили: в среднем суточная аренда ДНК в Европе — 120 евро плюс залог 600 евро, а мы потратили 91 доллар * 5 дней (аренда) + 54,5 доллара (услуги AirBnB). И залог чуть меньше оказался — 550 евро.
Залог, кстати, абсолютно оправдан. В пути может случиться что угодно или я решу отдать ДНК грязным — как это все компенсировать, как не из суммы залога?

Раскладка наших текущих расходов:

Дизтопливо 150€
Ночевки
Велико Тырново (2 ночи) 15€
Пловдив (1 ночь на паркинге около гостиницы, 2 ночь бесплатно) 10€
Питание (продукты в дорогу плюс обеды в механах и ресторанах) 150€
мелкие неприятности75€

ИТОГО: 508 долларов + 400 евро. Залог пока не считаю, о нем позже

Но есть еще много расходов, о которых я знаю, но не представляю их объем.

Расходы за кадром (для владельцев кемперов)

ежегодная полная страховка Каско
налог на транспорт
виньетка или дорожный налог — дороги в Болгарии частично платные и чтобы спокойно по ним перемещаться, на стекло надо приклеить виньетку — наклейку об уплате дорожного налога, который зависит от объема двигателя и массы ТС. Платить его можно помесячно и поквартально.
реактивы для туалета, туалетная бумага, посуда приятное дополнение к нашим продуктам (растительное масло, соль, перец и т.п.), антикомариные средства и прочее
постельное белье, одеяла, подушки и пр.
все, что нужно для комфортного отдыха на природе: зонтик, стол, стулья, волейбольный мяч и пр.

О непредвиденных расходах, которые я назвала “мелкие неприятности”

Неосторожно съехав на обочину, мы пробили колесо. С хозяином машины мы связаться не смогли, поэтому самостоятельно заменили колесо и отыскали шиномонтаж. Порез был боковой, и отремонтировать его не смогли. Тогда мы купили там же более-менее подходящую резину, из которой нам соорудили запаску. На все-про все потратили 25€ и три часа. Если бы удалось связаться с хозяином, мы убили бы весь день и не потратили бы ни копейки: в ход пошла бы страховка.

При сдаче машины хозяин пробитому колесу не обрадовался, но и денег за него взял –– вдруг получится починить, а вот царапина на боку кузова обошлась нам в 50€. Пробитое колесо я компенсировала позднее. Мы списались с хозяином, я узнала о том, что ему пришлось приобрести новые шины, и уже из Казахстана отправила 50€.

ИТОГО общий бюджет составил: 508$ + 450€.

Инженерно-технические вопросы. Устройство ДНК

До поездки в ДНК у меня возникал вопрос, почему аренда такая высокая. Но он отпал, когда для меня провели обзорную экскурсию.

Жилая часть ДНК компактна и эргономична. По другому никак. Стол и два диванчика складываются в двуспальную кровать. Еще есть три спальных места в алькове (если уплотниться — четыре). Вся мебель встроена и оборудована блокирующими ручками, чтобы при движении шкафчики не открывались. Встроены также холодильник и плита, работающие на газе. Туалет — он же душевая. Внутри унитаз, раковина. Если хочется вымыться, отгораживаешься от унитаза шторкой. Важно следить за тем, чтобы бак с водой был заполнен. Крышу ДНК хозяин оборудовал солнечными батареями –– поэтому электричество есть всегда.

ДНК
Жилая часть ДНК

Про обслуживание всех систем

Снаружи расположены отсеки с баками для питьевой воды, использованной воды и сточных вод, для хранения газового баллона и отсек — склад полезных вещей. Воду на хозяйственно-бытовые нужды точно можно пополнить в кемпинге и еще, говорят, на газовых заправках. Мы заезжали на пару, нам в воде отказали. Расход газа небольшой. Заправлять баллон можно все на тех же заправках. Использованные и сточные воды, а это два различных бака, сливают в кемпингах в специально отведенных местах, т.к. в бак со стоками добавляют реагент.

А еще каждое утро надо включать компрессор и создавать нужное давление в колесах, потому что для них не предусмотрены амортизаторы. Это все помимо обычных машинных дел типа заправки бензином и проверки масла.Одно из важных предостережений, полученных от хозяев, было следить за высотой туннелей и всяких высотных препятствий. Из-за алькова высота ДНК порядка трех метров.
Здесь видео 1 и видео 2  по устройству ДНК. Очень любительские. Но на них можно посмотреть все то, что я сейчас написала. Мудрые хозяева ставили планшет с 60-ю видео-инструкциями по уходу за ДНК. Порой это было очень кстати.

Как избежать проблем и получить максимальное удовольствие от подобного путешествия

Будьте готовы к большим габаритам автодома

Почти все автодома с механической коробкой передач. Я лично механики не боюсь. Но если сдавать назад, а машина на горке, для меня было большой проблема сделать так, чтобы она не катилась, как ни балансируй с газом и сцеплением. Просто тяжелая машина. Кроме того, большие габариты создают массу трудностей в пути — приходится думать не только о том, что сбоку, но и о том, что сверху. Кроме тоннелей, это ещё и элементарно ветки деревьев. Про них просто забываешь, но когда проезжаешь и слышишь, как они хлещут бедные солнечные батареи, кровь в жилах стынет.

Поэтому, рекомендация номер один — берите с собой в дорогу опытного водителя, который сможет справиться с тяжелым и габаритным транспортным средством. Иначе, поездка превратится в сплошной стресс. На мое счастье папа поехал со мной, и мы отделались всего лишь снесенным боковым окном.

Учитывайте специфику больших городов

Я предполагала, что поездки в автодоме помогут нам лучше посмотреть болгарские города. Неверно. Не помогут, только проблем лишних создадут. Парковки в больших городах Болгарии платные. Места найти сложно. Особенно для таких дорожных монстров, как ДНК. Как упоминалось выше, парковаться в городах нужно где-нибудь на парковках торговых центров и крупных супермаркетов и дальше по городу пешком.

Не вздумайте искать парковку в исторической части городов. Глупый навигатор увел нас в самый центр старого Пловдива, туда, где узкие улочки и машины припаркованы почти друг на друге. Как мы оттуда вернулись целыми, до сих пор ума не приложу)

Выбирайте “правильные” места для ночевок

Место для ночевки очень важно для кемперов. От него, по сути, зависит, станет остановка большой удачей или большим разочарованием.

Вторую и третью ночь нашего путешествия мы провели в кемпинге Кыпиновский монастырь под Велико Тырново. Это был прекрасный опыт, в кемпинге предусмотрели все: прачечную, ресторан, бассейн, душ, туалет, питьевая вода, вай-фай. А то, что кемпинг расположен в горном ущелье и там можно много гулять, удовольствие непередаваемое. Да и спать на природе в автодоме очень приятно.

Четвертую ночь мы провели в Пловдиве на стоянке перед гостиницей Рамадой. Сомнительное удовольствие. Я чувствовала себя так, будто пришла на вечеринку в пижаме, где все остальные были в бальных платьях. В пятую ночь мы придумали остановиться в городском парке, рассчитывая на покой, уют и природу. Но в этот день там приключился городской праздник…

Приобретите местную сим-карту

Казалось бы, это очевидный совет, но так у вас будет более надежный местный Интернет и возможность круглосуточно оставаться на связи с владельцами ДНК.

Как планировать маршрут по Болгарии

Планировать маршрут стоит заранее. Если спланировать маршрут до поездки не получилось, проконсультируйтесь у владельцев ДНК, куда лучше поехать и где останавливаться на ночь. С очень большой степенью вероятности они помогут построить вам оптимальный маршрут. Они же подскажут, где делать остановки в больших городах.

Со своей стороны, мы не рекомендуем ночевать не в предусмотренных для караванинга местах: в полях могут водиться грызуны и змеи, а в лесах можно запросто повредить машину. Про городские паркинги упоминалось выше)

При планировании, учитывайте время на незапланированные остановки. Болгария идеальная страна для длительных фото-остановок: дремучие сельвы, бескрайние поля подсолнечника, лаванды, роз, кукурузы на фоне причудливых кучевых облаков…

Если решитесь к жизни на колесах…

Этот абзац не просто о путешествиях, а о кочевом образе жизни. ДНК будет требовать постоянных вложений. Жизнь на колесах — это, конечно, приключение, но в то же время это жизнь на финансовой пороховой бочке. Никогда не знаешь, что может выкинуть машина, даже если приобретешь массу нужных и полезных для жизни вещей. Выбирая вариант жизни или очень долгого путешествия в доме на колесах, нужно сразу думать о том, как генерировать деньги в пути или иметь пассивный доход, который будет покрывать расходы на автодом и оставлять что-то для жизни.

Выводы и ощущения

Сейчас, спустя год после поездки, размышляю: а повторила бы я еще раз этот опыт? И готова ли вести пилигримскую жизнь долгое время. Опыт бы повторила. Думаю, месяц-другой мог бы стать показательным периодом. А хватило ли бы меня наподольше? Не знаю… Жизнь покажет!